История создания компании

История развития компании

ЗАО «ШОРО»

  • Одно из самых динамичных предприятий пищевой промышленности Кыргызстана;
  • Лидер в промышленном производстве традиционных напитков кыргызов, а также минеральных вод;
  • Гордость отечественной пищевой промышленности.

 

История ЗАО «ШОРО»

Идея производства национального напитка  ”Максым”  первым пришла в голову Президента компании Таабалды Эгембердиева в 1987 году в эпоху бурного развития кооперативного движения. Эта идея, казавшаяся фантастическим для многих находит полную поддержку у младшего брата Жумадыла Эгембердиева и у матери Суйун – основной хранительнице закваски, которая не могла и представить себе ежедневный дастархан без максыма. Главным “маркетинговым исследованием” и  уверенность в том, что максым найдет свое достойное место на рынке было то, что когда братья по разным причинам встречали гостей из города в доме матери – главным объектом их внимания непременно и постоянно становился не бешбармак и не спиртные напитки, а домашний, так сказать не предусмотренный в гостевом меню – Максым! Поэтому братья Эгембердиевы интуитивно чувствовали и были уверены в своем начинании. Но с момента появления идеи и до начала ее реализации проходит 5 лет размышлений, психологической подготовки и самое главное внешнего толчка. Оба брата, имели высшее образование по специальности ” инженер-строитель” и работали по своим специальностям. Трудно было все бросить и взяться за новое дело, не имея ни помещения, ни денег, ни партнеров. Настораживали и трудности с бюрократией, которую испытывали знакомые кооператоры первой волны. Внешний толчок наступил в 1992 году. К этому времени пятеро Эгембердиевых:  Жумадыл Эгембердиев, его жена Сапышева Жекин, Таабалды Эгембердиев, его старший сын Эгембердиев Алмаз, сестра братьев Анара Эгембердиева, и его подчиненные по бывшей работе Доктурбек Кенжебаев, Токтокожоев Келдибек и Оскон Акматов, тоже инженеры-строители остаются без работы.

Все они вместе с главным технологом Суйун Апа создают фирму “Шоро” 29 мая 1992 года и выносят на рынок первые 80 литров максыма. Как и ожидалось, успех был фантастическим! 80 литров было продано за 2 часа.

С этого времени до 1995 года у компании была одна проблема: невозможность удовлетворения спроса на рынке – весь объем приготовленного напитка (3 тонн) заканчивался к обеду. Приготовление напитка осуществлялась по традиционной технологии, т.е. полностью вручную и в 100 литровых казанах. В этот момент Президент компании Т. Эгембердиев разрывает со своей второй профессией общественно- политического деятеля и полностью переключается к бизнесу. Ему приходит идея полной механизации процесса приготовления максыма и он объявляет своим закопченным кизячным дымом рабочим, что через 2-3 года они будут работать в белых халатах и вся их работа сведется к нажатию кнопок и операцию с краниками, на что рабочие ответят молчаливым неверием к такой несбыточной сказке. Сказка до своей полной реализации переживет много ошибок своего автора в виде серии изготовленных и выброшенных оборудований из-за морального устарения или непригодности в виде вылитых сотни тонн напитка из- за поиска оптимальной технологии и других затрат. Но упорство и одержимость автора переводит сказку в реальность и сейчас компания “Шоро” единственная компания в мире владеющая полностью механизированной технологией производства “Максыма-Шоро”, производственная мощность которой составляет 70 тонн в сутки, что намного превышает спрос рынка. С 1998 года компания начала выпускать “Максым-Шоро” в бутылированном виде. С 1999 года компания приобрела линию по розливу воды и первым на рынке Кыргызстана начала выпускать питьевую воду Легенда, и другие минеральные воды “Арашан”, “Байтик”. В последующем ассортимент минеральных вод увеличился водами “Ысык-Ата”, “Жалал-Абад”, “Шоро-Суу”, “Кара-Кече” и “Бишкек”.

Идея производства другого национального напитка, высококачественного кумыса с долгим сроком хранения приходит в голову Президента компании Таабалды Эгембердиева в 1996 году. Именно в том году его двухразовая попытка собрать кумыс у фермеров Сон-Куля и реализации на рынке на розлив заканчивается полным финансовым крахом. Собранный кумыс несмотря ни на какие ухищрения через 3-4 дня становился негодным для потребления. Но эта неудача не останавливает одержимость

Т. Эгембердиева, который 4 года изучает тонкости и секреты приготовления хорошего кумыса у бабушек и дедушек и приходит к твердому мнению о невозможности изготовления качественного кумыса по традиционной технологии т.е. в челеках и бурдюках, тем более в условиях джайлоу, где нет никаких условий. Неудачный опыт с кумысом приводит к двум удачным решениям: первое у людей собрать не кумыс, а кобылье молоко. Изготавливать кумыс в Бишкеке по новой технологии и в нержавеющих емкостях под присмотром лаборатории. В 2000 году компания освоила совершенно новую технологию изготовления кумыса со сроком хранения до 6 месяцев. С 2001 года компания 70 % произведенного кумыса экспортирует в Москву. С 2004 года компания начала производство еще двух видов национальных напитков жарму – «Тойбос»  и чалап – «Тагай». На сегодняшний день эти напитки пользуются спросом не только в Кыргызстане, но также и в Казахстане. Еще одним значимым событием 2004 года стало проведение рекрутингового конкурса «Фабрика Лидеров Шоро» среди талантливой молодежи Кыргызстана. В этом отборе из четырех труднейших туров, участвовало более 3000 студентов, 35 из которых были отобраны, дополнительно обучены на тренингах и распределены по отделам компании в качестве новых прогрессивных сотрудников. Компания возлагает большие надежды на этих талантливых ребят. В этом же году компания провела Республиканскую научно-практическую медицинскую конференцию – «Опыт применения напитка «Максым-Шоро» в клинической медицине», в самых больших городах Кыргызстана – Бишкек, Ош и Жалалабад. Материалы данной конференции были опубликованы в Центрально-Азиятском Медицинском Журнале.

В 2005 году, компания успешно вошла на рынок Республики Казахстан. На сегодняшний день построен завод по изготовлению «Максыма-Шоро» в г. Кордай и открыта дистрибьюторская контора в г. Алматы, которая занимается реализацией бутылированной продукции компании на Казахском рынке.

Компания «Шоро», через отдел по управлению человеческими ресурсами, ведет современную, основанную на принципах демократии кадровую политику. Каждый сотрудник в компании защищен, а прием на работу новых кадров производится исключительно на конкурсной основе. Более того, периодически  сотрудники обучаются за счет компании на тренингах лучших консалтинговых компаний Кыргызстана.

Также для сотрудников компании имеется библиотека, где представлены мировые бестселлеры книг по менеджменту, маркетингу, сбыту, PR и т.д.

На протяжении нескольких лет, компания «Шоро», сотрудничает с международной программой ТАМ (Turnaround management), финансируемой Европейским Банком Развития и Реконструкции. Специалисты этой программы, отработавшие в пищевой промышленности много лет в таких странах Северной Америки, как США и Канада, консультируют ключевых сотрудников и топ менеджмент компании «Шоро» в области производства, менеджмента, маркетинга, сбыта, управления человеческими ресурсами и т.д., что позволило компании адаптировать мировой опыт в этих областях и стать современной компанией.

Имеется филиал компании со своими производственными базами и сотрудниками на Юге Кыргызстана, который действует согласно единой стратегии фирмы разработанной головным предприятием в г. Бишкек.